Консультация для родителей "Адаптация для малышей в детском саду"
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап- период дезадаптации. Как бы не готовили ребенка к детскому саду, все равно он первое время будет находиться в состоянии стрессаи постоянного напряжения. Ребенку трудно дается расставание с родителями, он часто плачет, капризничает, могут начаться простудные заболевания.
2 этап- период адаптации. Когда срабатывают защитные механизмы психики, ребенок начинает общаться с воспитателем, сверстниками, но все равно тоскует по родителям и часто о них спрашивает. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам и может нарушать дисциплину и отказывается выполнять требования воспитателя.
3- этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребенок привыкает к коллективу, воспитателям и новому режиму дня. Спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Сколько продлится по времени каждый этап зависит в основном от индивидуальных особенностей малыша.
Период адаптации считается завершенным, когда ребенок спокойно и уверенно входит в группу, хорошо кушает и спокойно спит во время дневного сна.
Факторы влияющие на скорейшую адаптацию ребенка к новым условиям.
- Возраст ребенка, многие специалисты считают оптимальным возраст 2-3 года, хотя педиатры настаивают отдавать ребенка в детский сад не раньше 3-х лет.
- Состояние здоровья. Тяжело привыкают дети с ОВЗ и ЧБД.
- Уровень развития умений и навыков. К началу посещения детского сада ребенок должен уметь элементарно себя обслужить:
ходить на горшок и проситься в туалет, держать ложку и пить из чашки, частично сам одеваться и раздеваться и попросить о помощи взрослого. Если родители не приучили своего малыша, а все делали за него, то ребенку тяжело будет привыкать к самостоятельности и период адаптации может затянуться.
Хорошо, если у ребенка есть опыт общения в социуме, если ребенка часто водили на детскую площадку, где ему приходилось общаться со сверстниками, а не только находиться в ограниченном круге общения.
Степени адаптации
Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:
- Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
- Налажен контакт с воспитателем;
- Малыш играет с другими детьми;
- Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
- Общий эмоциональный фон стабильно положительный.
В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.
Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:
- Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
- Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
- Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
- Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;
- Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.
Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев) сопровождается частыми болезнями, капризами и истериками, подавленным эмоциональным состояние малыша в течение большинства времени пребывания в детском саду. Напряжение ребенка может быть настолько сильным, что отражается на его поведении дома и взаимоотношениях с родителями. К признакам тяжелой адаптации также относят следующее:
- Ребенок систематически не хочет идти в сад;
- Малыш пугается и не доверят воспитателю;
- В группе он не отвлекается на игры и постоянно находится в напряжении;
- Отсутствие контакта со сверстниками;
- Агрессия по отношению к другим детям.
Факторы мешающие адаптации :
Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка: гиперактивность, астеничность и т.д.
Болезненность малыша;
Несоблюдение режима дня дома.
Вывод:
Адаптация ребенка к детскому саду – это нелегкий, но очень важный процесс. В норме он протекает от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Готовиться к переменам желательно заранее: познакомить малыша с режимом дня в саду, расширить круг общения, развивать навыки самообслуживания. На успех адаптации значительно влияет отношение родителей к саду, ведь психологическая готовность и уверенность мамы передается крохе. Помните, что в это время ребенок особенно нуждается в заботе и поддержке. Успешной Вам адаптации!
|