ПРОЕКТ
По познавательно-исследовательской деятельности
« Я ПОЗНАЮ МИР»
Автор проекта :
Донец Н.В.- воспитатель
Возраст детей : 3-6лет
Продолжительность : 01.09.2023 г. -31.05.2026 г
Калининград
2023 г.
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни, с этическими правилами жизни в обществе.
Рассматривая детское экспериментирование, как самоценную для ребенка творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности. Свою задачу я определяю следующим образом - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными материалами.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7. Развивать творческое воображение, фантазию.
Тип проекта: познавательно-экологический.
Срок проекта : долгосрочный (3 года)
По составу участников : групповой
Участники проекта: дети группы «Радужная» , воспитатели группы, родители воспитанников.
По времени проведения : 01.09.2023 г.- 31.05.2026 г.
Формы работы по проекту:
1. Проведение игр с песком, водой, бумагой и т.д.
2. Проведение игровых занятий.
3. Пополнение предметно - развивающей среды группы.
4. Опытно-экспериментальная деятельность
Методы проекта :
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
наглядные
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования
релаксация;
игровой: (сюрпризный момент, игры)
творческие
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
- подведение итогов работы над проектом;
- анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
- мониторинг качества освоения материала детьми;
- открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
- презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предполагаемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2023-2024 г.г.
Вторая младшая группа
|
Дата
|
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
|
Сентябрь
|
«Осень золотая»
«Витаминка в гостях у детей»
|
Расширить знания детей об осени, как времени года. Закрепить знания цветов (желтый, красный, зеленый).
Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, кабачок). Показать натуральные овощи. Ввести в активный словарь понятие «овощи».
|
|
Октябрь
|
«По дорожкам добрых дел»
«Лесные истории»
|
Формировать у детей основы экологической культуры. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, его обитателям. Закреплять и обогащать знания детей о диких животных и птицах.
|
|
Ноябрь
|
«Звери готовятся к зиме»
«Птицы – какие они?»
|
Формировать представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки.
Расширять представления о жизни диких животных в лесу, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, их жилища.
|
|
Декабрь
|
«Волшебница – зима»
«Покормите птиц зимой»
|
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы. Учить замечать красоту зимней природы. Расширять представления детей о лесе и его обитателях.
|
|
Январь
|
«Воздух – что это?»
«Игры с воздушным шариком»
«Ветер по морю гуляет»
|
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его
|
|
Февраль
|
Игры-эксперименты со снегом
|
Учить детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Формировать знания о свойствах снега, изменении и преобразовании его в воду.
|
|
Март
|
«Весна-красна»
«Цветочек для мамы»
«Комнатные цветы»
|
Дать представление об изменениях в природе весной (солнце светит ярче, греет сильнее; тает снег, лед; воздух становится теплее). Отмечать изменения в одежде людей весной (сапоги, куртки, легкие шапочки). Воспитывать наблюдательность. дать понятие о пробуждении растений весной.
Дать понятие о строении цветка, его основных частях, называть их.
|
|
Апрель
|
«Вода- какая она?»
«Вода-волшебница»
|
Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.
Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества
|
|
Май
|
«Песочные струйки»
«Волшебные фигурки»
«Первоцветы»
«Мы сажаем огород»
|
Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется. Продолжить знакомить со свойствами песка.
Знакомить с понятием «первоцвет», с «овощные культуры», что нужно растениям.
|
Заключение
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] / А.В.Алексеев. — Ярославль: Академия развития, 2002 - с.7-16.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников[ Текст] // Дошкольная педагогика.–2007.– № 1.–С.10–12.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры [ Текст] / А.К Бондаренко // Дошкольное воспитание.-2005.- № 7
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Интернет ресурсы.
|