Консультация для родителей:
Дошкольники и книги.
. Входя в жизнь ребенка в раннем возрасте, художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Малыши очень любят слушать короткие сказки с частыми повторениями, например «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Центром внимания у детей младшего возраста, является главный герой, его внешний вид, его поступки.
Детские книги — особый мир ребёнка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир родители, мягко, но настойчиво взяв малыша за ручку.
Без участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Даже если в доме будет целая библиотека, состоящая из раритетных фолиантов, ребёнок может вырасти, так и не взглянув в их сторону
В возрасте 4-5 лет дети начинают знакомится с большим кругом произведений разных видов и форм. Ребенок в этом возрасте может осмысленно интересоваться художественными произведениями. Дети начинают осознавать разницу между реальностью и её отражением в книге. Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.
Любовь к книгам не рождается за короткий период времени, это долгий процесс, который лучше начинать с самого детства. Можно дать следующие советы для приучения ребенка к чтению:
• Сами читайте детям вслух. Лучше начинать с первых лет жизни малыша, пусть ребенок привыкает. Ничего, что сначала это будут стихи и сказки, с взрослением ребенка вы перейдете к более серьезным произведениям. Для того, чтобы малыш вливался в процесс, просите прослеживать место в тексте, которое вы читаете. Хорошо работает чтение по абзацам – часть текста читает родитель, часть – ребенок. Также подогревает интерес к книгам (особенно у маленьких детей) чтение по ролям.
• Начните читать сами в свободное время. Психологи говорят: «все идет из семьи». Дети действительно перенимают поведение родителей. Собственный пример – хороший способ сформировать такую положительную привычку, как чтение литературы.
• Заведите домашнюю библиотеку с разными жанрами литературы. Даже самый непримиримый к книгам ребенок иногда возьмет с полки приглянувшийся обложкой томик. Пусть и не прочитает, не заинтересуется, но любопытство – уже хорошая динамика.
• Позвольте ребенку участвовать в выборе книг, которые хотите прочитать, учитывайте его вкусы и интересы.
Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Выбирать художественные произведения для чтения своему ребенку в возрасте 4-5 лет, нужно очень внимательно. Можно порекомендовать такую литературу: рассказ Н. Носова "Живая шляпа", русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Лисичка сестричка и серый волк"
Мир устроен так, что каждое поколение накапливает определенный опыт его детям. И самой доступной формой для этого являются сказки.
Пока не было книг и телевизоров, сказки рассказывали из уст в уста. С их помощью дети учились отличать хорошее от плохого, доброе от злого, легче справлялись с трудностями, брали модель поведения, т. е. постигали жизнь. К тому же сказки говорят с детьми на доступном для них языке. А родители, рассказывая сказки ребёнку, создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта. Это объединяет разные поколения и прокладывает ниточку, связующую сердца близких людей, которая зачастую не рвётся всю жизнь.
Кроме того, взрослые погружаются во внутренний мир ребенка и обретают способность думать на образном уровне ребёнка, лежащем за пределами рассудочного мышления. Это помогает понять проблемы маленького человека, его душу и даёт возможность благотворно повлиять на её развитие: рассказывая сказки, родители одновременно дарят детям и свою любовь, а это придаёт ребёнку уверенность в себе.
Сказки учат малышей не подчиняться злу, не склонять голову перед трудностями и опасностью, а смело сражаться и побеждать врагов, но не только физической силой, но и умом.
Заложенная любовь к книге в этом возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.
|